Безопасность

Как основополагающий принцип

Единая концепция безопасности Mercedes-Benz подразделяет автомобильную безопасность на четыре этапа:

Ваша безопасность – самый главный стимул, побуждающий инженеров Mercedes-Benz максимально совершенствовать автомобили, разрабатывая всё новые технологии в области безопасности. Уже в 50-е гг., благодаря изобретению безопасной ячейки кузова инженером Бела Бареньи, они заложили фундамент автомобильной безопасности высокого уровня. Сегодня она является лишь одним из многих компонентов единой системы автомобильной безопасности, которая делает мечту о безаварийном вождении всё более реальной для автомобилей Mercedes-Benz.

Этап 1: безопасная езда

Большинство аварий начинается задолго до непосредственного столкновения. Причины: невнимательность, плохой обзор или непредвиденная опасность. Поэтому поддержку в пути вам будут оказывать системы безопасности Mercedes-Benz, которые cделают ваши повседневные поездки менее напряжёнными и будут помогать вам успешно справляться с критическими ситуациями.

 

Система адаптивного круиз-контроля DISTRONIC PLUS (опция)[1]

Система DISTRONIC PLUS помогает водителю автоматически поддерживать дистанцию до впереди идущего автомобиля и вносит большой вклад в минимизацию риска наезда, распознавая потенциально опасные ситуации и реагируя соответствующим образом. Поскольку датчики системы способны работать в диапазоне от 0,2 до 200 метров, она также полезна и в городских условиях, в том числе при движении с частыми остановками. При необходимости она способна замедлять автомобиль до полной остановки и затем вновь разгонять его. Система DISTRONIC PLUS доступна только в сочетании с предлагаемой в качестве опции 7-ступенчатой коробкой передач с двойным сцеплением 7G-DCT.

В условиях движения с частыми остановками система DISTRONIC PLUS автоматически замедляет автомобиль, при необходимости, вплоть до полной остановки. Автоматическое торможение происходит с величиной замедления до 4 м/c2. Затем, как только дорожная ситуация позволит, система DISTRONIC PLUS автоматически разгонит автомобиль до заданной до этого скорости.

Если система DISTRONIC PLUS регистрирует необходимость в более энергичном торможении, то она начинает подавать водителю предупреждение в виде прерывистого звукового сигнала, а на комбинации приборов загорается предупредительный символ. Оба вида предупреждения призваны повысить осторожность водителя и, если это требуется, указать ему также на необходимость самостоятельно произвести торможение. Для возобновления движения после полной остановки автомобиля нужно лишь потянуть рычаг системы «Темпомат» либо коснуться педали акселератора.

Адаптивные (мерцающие) фонари стоп-сигнала

При экстренном торможении, в зависимости от таких параметров, как тормозное усилие или скорость движения, включаются адаптивные фонари стоп-сигнала. При этом фонари стоп-сигнала начинают мерцать, ещё эффективнее предупреждая едущих сзади водителей об угрозе наезда.

Результаты исследований показали, что в ситуациях экстренного торможения время реакции водителей на необходимость торможения в среднем сократилось на 0,2 с, если вместо традиционного зажигания фонарей стоп-сигнала использовался красный мигающий сигнал. При скорости движения в 80 км/ч это будет означать сокращение тормозного пути примерно на 4,40 м. Адаптивные фонари стоп-сигнала мерцают с частотой 3 Гц (в случае ламп накаливания) либо 5 Гц (в случае светодиодов). Такая частота оказалась, как показали испытания, особо эффективной.

Как только скорость автомобиля падает ниже 10 км/ч и он останавливается либо отключается система экстренного торможения и замедление автомобиля за 150 мс становится ниже 6,5 м/с², фонари стоп-сигнала начинают гореть непрерывно.

Адаптивные фонари стоп-сигнала активизируются в случаях, когда:

  • начальная скорость превышает 50 км/ч, а система BAS распознала ситуацию экстренного торможения;
  • уровень тормозного усилия составляет свыше 75 % от максимума;
  • Как только автомобиль замедляется до полной остановки, то в дополнение к мерцающим фонарями стоп-сигнала автоматически включается и система аварийной световой сигнализации, если скрость движения автомобиля перед началом торможения превышала 70 км/ч.

Система контроля степени усталости водителя ATTENTION ASSIST

Система контроля степени усталости водителя ATTENTION ASSIST оказывается особенно полезной на длинных трассах и при движении в ночное время, распознавая признаки нарастающей невнимательности и усталости водителя и обращая его внимание на это. Данная система помощи водителю при движении способна предупреждать его, распознав характерные признаки его переутомления, что ведёт к повышению безопасности дорожного движения.

Система ATTENTION ASSIST постоянно следит за процессом вождения и поворотами рулевого колеса. Замечая появление определённых приёмов вождения, которые часто возникают при переутомлении, она подаёт визуальное предупреждение через комбинацию приборов в виде символа, изображающего чашку кофе, а также акустические предупредительные сигналы. Система ATTENTION ASSIST активируется и деактивируется через главное меню комбинации приборов в разделе “Вспомогательные системы”. Она работает при скорости движения автомобиля в диапазоне от 80 до 180 км/ч.

Биксеноновые фары головного освещения (опция)

Биксеноновые фары головного освещения, представляя собой усовершенствованный вариант известных ксеноновых фар, отличаются применением ксеноновой технологии, как для ближнего, так и для дальнего света. Для дневных ходовых огней, указателей поворота и габаритного света используются светодиоды.

Источником света является газоразрядная лампа, где электрическая дуга светится в кварцевой колбе, наполненной смесью газов. Причём в каждой фаре применяется лишь по одной газоразрядной лампе – сразу для дальнего и ближнего света. В случае дальнего света доступен весь поток света, в то время как при переключении на ближний свет между лампой и линзой с помощью исполнительных механизмов выдвигается бленда, перекрывающая собой ту часть светового потока, что направлена вдаль.

Кроме того, светодиоды применяются в задних фонарях, указателях поворота и подсветке номерного знака (фонари стоп-сигнала, заднего хода и задние противотуманные фонари выполняются на лампах накаливания).

Адаптивная тормозная система ADAPTIVE BRAKE

Тормозная система ADAPTIVE BRAKE, являясь частью базовой комплектации, повышает комфортабельность и безопасность при движении. Во-первых, посредством своей основной составляющей – антиблокировочной системы (ABS) – она помогает водителю надёжнее справиться с опасностями экстренного торможения. А во-вторых, с помощью других своих функций, повышающих комфортабельность управления автомобилем, она оказывает поддержку водителю в повседневном вождении.

  • Помощь со стороны функции HOLD (только в сочетании с КП 7G-DCT): функция HOLD в результате дополнительного нажатия на педаль тормоза (кратковременного повторного нажатия в момент остановки) предотвращает самопроизвольное продвижение автомобиля вперёд на остановках у светофоров или в режиме движения с частыми остановками.
  • Дополнительная поддержка: противооткатная функция не даёт автомобилю скатиться назад при старте в момент, когда водитель перебрасывает ногу с педали тормоза на педаль газа.
  • Ещё более быстрая реакция: благодаря режиму предварительного повышения давления в гидравлическом контуре тормозного привода, тормозные колодки приложатся к дискам сразу же, как только водитель быстро уберёт ногу с педали газа.

Электронная система стабилизации (ESP®)

Электронная система стабилизации ESP® способна помочь в критических ситуациях стабилизировать автомобиль за счёт целенаправленных тормозных импульсов на соответствующие колёса и адаптации мощности двигателя.

Распознав критическую в плане динамики ситуацию, система ESP® целенаправленно притормаживает одно либо несколько колёс автомобиля – в зависимости от ситуации и необходимости. В дополнение к этому, система, если посчитает нужным, может отрегулировать крутящий момент двигателя. Таким образом, система ESP® помогает водителю стабилизировать автомобиль в физически возможных пределах – прежде всего, в поворотах и при совершении резких объездных манёвров на скорости.

  • Ключевое свойство системы: датчик момента рысканья постоянно следит за перемещением автомобиля вокруг своей вертикальной оси, а система ESP® сравнивает фактическое его значение с заданным, которое вытекает из поворотов рулевого колеса водителем и скорости движения автомобиля. Как только автомобиль начинает отклоняться от этой идеальной линии, система ESP® вмешивается, гася заносы автомобиля ещё на стадии их возникновения.
  • Всегда адекватная мощность: интегрированная сюда антипробуксовочная система (ASR) дополнительно регулирует проскальзывание колёс, вмешиваясь в управление двигателем для того, чтобы при необходимости уменьшить его мощность и предотвратить тем самым пробуксовку колёс.
  • Повышение безопасности: антиблокировочная система ABS, будучи интегральной составляющей системы ESP®, помогает предотвратить блокировку колёс и тем самым сохранить управляемость автомобиля.
  • Дополнительные компоненты: таким образом, система ESP® дополняет функционал антиблокировочной (ABS) и антипробуксовочной (ASR) систем функцией стабилизации движения автомобиля.

Интеллектуальная система управления наружным освещением ILS (опция)

Интеллектуальная система управления наружным освещением Intelligent Light System – будущи активным компонентом всей концепции безопасности – обеспечит оптимальный обзор при любой погоде и в самых разных дорожных условиях. При наличии встречного движения, поворотов, тумана или на свободной трассе система подстраивается под конкретную ситуацию, соответственно адаптируя свою световую характеристику.

  • Рассеет тьму: в режиме «шоссейного света» ближний свет фар распределяется таким образом, что левый край проезжей части освещается значительно лучше, чем при использовании обычных фар головного освещения.
  • Увеличивается динамически: функция автомагистрального света активизируется в два этапа: при скорости движения свыше 90 км/ч система повышает мощность излучения биксеноновых фар головного освещения. А после преодоления скоростного рубежа в 110 км/ч изменяется также и настройка фары, «смотрящей» на внутреннюю сторону проезжей части – она теперь равномерно освещает всю ширину дороги вперёд на расстояние примерно до 120 м.
  • Повышает безопасность: с помощью функции «расширенного» противотуманного света система ILS улучшает видимость в условиях тумана. Для этого левая биксеноновая фара поворачивается наружу, одновременно опуская световой конус вниз. Эта функция активизируется автоматически, как только водитель включит задний противотуманный фонарь, двигаясь на скорости не выше 70 км/ч.
  • Следует за траекторией поворота: луч «динамического поворотного света» будет следовать за поворотом рулевого колеса: информация датчиков об угле поворота рулевого колеса, моменте рысканья и скорости движения заставляет биксеноновые фары головного освещения моментально поворачиваться в ту сторону, куда водитель начинает сворачивать. Функция «бокового» света означает автоматическое включение противотуманной фары, когда водитель включает указатель поворота либо поворачивает рулевое колесо, намереваясь свернуть.
  • Улучшает свою заметность для других: светодиодные дневные ходовые огни, выполненные в виде бруска, эффективнее привлекают необходимое внимание со стороны других участников дорожного движения, а встроенный омыватель фар не допускает их загрязнения. Кроме того, светодиодная технология применяется и в габаритных передних огнях, а также задних фонарях и подсветке номерного знака.
  • Увеличение дальности обзора нажатием кнопки: благодаря адаптивной системе управления головным светом всегда обеспечивается максимально возможная дальность освещения ближнего света. Благодаря последней, пешеходы, велосипедисты и различные препятствия на дороге распознаются гораздо раньше, чем это происходит при использовании традиционного ближнего света. Благодаря видеокамере дальность света фар и функция дальнего света регулируются таким образом, что путь оптимально освещается в зависимости от дорожной ситуации и находящихся впереди других участников движения. Распознав встречный либо попутный автомобиль, система будет изменять дальность света плавно, по мере сокращения или увеличения интервала, так что световой конус, образуемый фарами, будет заканчиваться ещё до встречного или попутного автомобиля. Дальний свет включается автоматически, если впереди не обнаружено никаких других участников дорожного движения. Изюминкой данной системы является предотвращение резкой смены освещённости – через плавный переход от дальнего света к ближнему и наоборот.

Система предотвращения столкновения COLLISION PREVENTION ASSIST

Одной из наиболее частых причин тяжёлых аварий является слишком малое расстояние до впереди движущегося автомобиля. Новая разработка, система предотвращения столкновения COLLISION PREVENTION ASSIST, способна повысить безопасность и комфортабельность вождения, предупреждая водителя о чрезмерном сокращении интервала до впереди идущего транспорта и поддерживая его при торможении – в случае регистрации угрозы аварии.

Новый автомобиль Mercedes-Benz В-Класса – первый представитель своего сегмента, где применяется радарная система предупреждения столкновений. Система способна распознавать чрезмерное сокращение расстояния между вашим автомобилем и движущимися впереди объектами при скорости движения свыше 30 км/ч. Если система зарегистрирует угрозу наезда и возможность столкновения, то водителю могут быть поданы визуальные и звуковые предупредительные сигналы.

В случае, если система распознала опасность и водитель начинает при этом тормозить, то дополнительно может сработать адаптивная система экстренного торможения: она обеспечит водителю именно такое тормозное усилие, какое будет необходимо для того, чтобы в идеале избежать столкновения. Система COLLISION PREVENTION ASSIST – инновационная составляющая единой концепции безопасности Mercedes-Benz.

Система предупреждения водителя о съезде с полосы движения (optional)[2]

Система предупреждения водителя о съезде с полосы движения способна предупредить водителя о случайном сходе его автомобиля с текущей полосы движения. Предупредительным сигналом послужит трёхкратный, незаметный пассажиров автомобиля, вибрационный импульс на рулевом колесе. Преднамеренный же съезд с текущей полосы движения, например, для того, чтобы срезать поворот, система способна распознать, и в этом случае она не подаёт предупреждений.

Система контроля «мёртвых» зон (опция)[2]

Система контроля «мёртвых» зон способна распознавать наличие в «мёртвой» зоне других автомобилей и предупреждать водителя об этом посредством отображения на боковом зеркале символа в виде красного треугольника. Если водитель, несмотря на данное предупреждение, включит указатель поворота для смены полосы движения, то система дополнительно подаст и звуковое предупреждение. Система работает в скоростном диапазоне от 30 до 250 км/ч. При движении же со скоростью ниже 30 до км/ч будет отображаться жёлтый треугольник – указание на то, что система неактивна.

 

Этап 2: в случае опасности

Говоря о марке Mercedes-Benz, мы одновременно говорим и об автомобильной безопасности. Поэтому наши автомобили способны поддерживать водителей и в критических ситуациях на дороге, чтобы, по возможности, каждая поездка завершалась благополучно.

Антиблокировочная система (ABS)

Антиблокировочная система (ABS) повышает безопасность движения, особенно в ситуациях экстренного торможения. Во время торможения она предотвращает блокировку колёс за счёт интервального регулирования тормозного усилия для конкретных колёс.
Это гарантирует устойчивость направления движения и отзывчивость автомобиля на повороты рулевого колеса при максимальном замедлении в любой из ситуаций.
Другими словами: для предотвращения аварии водители могут благодаря системе ABS одновременно тормозить и управлять автомобилем, а значит, и целенаправленно объезжать препятствия.

Антипробуксовочная система (ASR)

Антипробуксовочная система (ASR) заботится о том, чтобы колёса при разгоне не пробуксовывали. Особенно при старте на поверхности, покрытой снегом, льдом либо на участках с неравномерно скользким покрытием, антипробуксовочная система предотвращает проскальзывание отдельных колёс и боковой занос автомобиля.

С помощью датчиков частоты вращения колеса система следит за проскальзыванием колёс. При регистрации проскальзывания какого-то из колёс антипробуксовочная система корректирует частоту вращения колеса за счёт его притормаживания и регулировки мощности двигателя. Тем самым уменьшается проскальзывание колеса, а значит, и его пробуксовка.

Система экстренного торможения BAS

Система экстренного торможения способна по скорости нажатия водителем на педаль тормоза распознавать ситуации экстренного торможения, в которых она оказывает поддержку водителю за счёт повышения давления в тормозном приводе. При этом система определённую скорость, с которой педаль газа отпускается и нажимается педаль тормоза, интерпретирует как экстренную ситуацию и в течение доли секунды автоматически создаёт максимальное тормозное усилие.

Система экстренного торможения, будучи частью электронной системы стабилизации ESP®, использует её аппарат для регулировки тормозного усилия, так что не требуется установки в автомобиль дополнительных компонентов. Датчик постоянно считывает скорость нажатия педали тормоза и отправляет эти данные электронному блоку управления.

Если скорость нажатия педали превышает обычное значение, то система делает из этого вывод, что возникла ситуация экстренного торможения. После этого система окажет поддержку водителю, автоматически повысив давление в тормозных гидроцилиндрах, если он примет решение экстренно затормозить. Кроме того, антиблокировочная система (ABS) будет точно дозировать тормозное усилие, не допуская полного обездвиживания колёс, в результате чего автомобиль будет оставаться управляемым. Как только водитель уберёт ногу с педали тормоза, функция автоматического повышения тормозного усилия тотчас отключится.

Система превентивной безопасности PRE-SAFE®(опция)

Распознав наличие характерной для аварии угрозы, система PRE-SAFE® способна, в зависимости от дорожной ситуации и комплектации автомобиля, упреждающе активизировать системы безопасности автомобиля. Их цель – способствовать снижению риска травмирования водителя и пассажиров.

Ранее распознавание угрозы аварии стало возможным, поскольку система PRE-SAFE® образует уникальный и до сих пор неведомый для автомобилей данного класса синтез из элементов активной и пассивной безопасности: система последовательно задействует в своей работе сенсоры других, установленных в автомобиле систем – таких, как ESP® или BAS. Их датчики способны распознавать характерные критические ситуации при движении автомобиля и направлять соответствующую информацию системе PRE-SAFE®, которая дополняет собой комплекс штатных систем безопасности.

Примером для этого могут послужить: заблаговременная фиксация водителя и переднего пассажира с помощью электроприводных преднатяжителей ремней безопасности во избежание их нежелательного перемещения в момент возможной аварии либо поднятие открытых боковых стёкол, а также закрытие сдвижной панели крыши (не полностью, а оставлением небольшой щели) – для защиты от проникновения в салон посторонних предметов.

Этап 3: при аварии

Автомобили Mercedes-Benz обладают целым арсеналом устройств безопасности, нацеленных на на предотвращение аварий. Но если всё же авария случается, то тогда способен запустится целый ряд мер по защите водителя и пассажиров. Среди них есть как меры собственной защиты, так и меры по защите других участников дорожного движения.

Надувные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира

Надувные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира помогают защитить при столкновении верхнюю часть туловища и голову, а также дополнительно стабилизировать всё тело. Тем самым они способны уменьшить тяжесть их травмирования при аварии. Если датчики столкновения распознают ситуацию аварии с определённой тяжестью и направлением столкновения, то срабатывают надувные подушки безопасности. Для этого из блока управления отправляется электрический импульс, который поджигает пиропатрон подушки безопасности. Пиропатрон, в свою очередь, воспламеняет твёрдое горючее вещество. Высвободившиеся в результате этого газы наполняют подушку безопасности. Сразу же после этого газы уходят из подушки безопасности, со стороны, противоположной той, что находится в контакте с водителем или пассажиром.

Газовые генераторы в обоих надувных подушках работают двухступенчато. Обе ступени активизируются в зависимости от динамики замедления, зарегистрированной системой. В зависимости от прогнозируемой тяжести удара, сначала срабатывает первая ступень газового генератора, и подушка лишь наполняется частично (на 60 % на стороне водителя, и на 70 % на стороне переднего пассажира). Если прогнозируется более тяжёлый удар, то дополнительно, с небольшой задержкой активизируется и вторая ступень газового генератора – подушка заполняется полностью.

Точки крепления детских сидений стандарта ISOFIX и дополнительные точки крепления на верхней части заднего центрального подлокотника

Точки крепления детских сидений ISOFIX представляют собой практичную и независимую от марки автомобиля систему быстрого крепления детских сидений, соответствующую стандарту ИСО. Она позволяет просто и быстро зафиксировать детские сиденья в задней части салона. За счёт своих прочных креплений система обеспечивает при аварии высокий уровень защиты.

Специальное детское сиденье стандарта ISOFIX защёлкивается в пазы, расположенные в нижней части спинки автомобильного сиденья. За счёт этого возникает прочная связь детского сиденья с конструкцией автомобиля, благодаря чему может предотвращаться смещение сиденья из-за недостаточно плотного либо неправильного наложения ремня безопасности. В качестве дополнительной защиты используется фиксация верхней части детского сиденья (от англ. Top Tether = «верхний пояс безопасности») с помощью точек крепления за подголовниками задних сидений, что дополнительно снижает риск опрокидывания детского сиденья вперёд в случае аварии.

Коленная подушка безопасности для водителя

Коленная подушка безопасности на стороне водителя помогает защитить при столкновении его ноги и дополнительно стабилизирует всё тело. Тем самым она способна уменьшить тяжесть травмирования при аварии. Если датчики столкновения распознают ситуацию аварии с определённой тяжестью и направлением столкновения, то сработает коленная подушка безопасности.

Для этого из блока управления отправляется электрический импульс, который поджигает пиропатрон коленной подушки безопасности. Пиропатрон, в свою очередь, воспламеняет твёрдое горючее вещество. Высвободившиеся в результате этого газы наполняют коленную подушку безопасности. Сразу же после этого газы уходят из коленной подушки безопасности, со стороны, противоположной той, что находится в контакте с водителем.

Боковые надувные подушки безопасности для задних пассажиров слева и справа (опция)

В задней части салона, за облицовкой колёсных арок прячутся боковые подушки безопасности, которые, срабатывая в случае бокового столкновения определённой силы, создают возможность для защиты задних пассажиров в области грудной клетки.

Срабатывание происходит, когда центральный блок управления и боковые бортовые датчики распознают соответствующую динамику ускорения и замедления, воздействующих на автомобиль. Боковые подушки безопасности раскрываются на уровне груди пассажира, в пространстве между ним и боковиной автомобиля.

Оконные надувные подушки безопасности

Благодаря оконной подушке безопасности, которая при своём раскрытии перекрывает собой боковые стёкла автомобиля, снижается риск – в случае бокового столкновения определённой силы – удара головой о поверхность боковины автомобиля либо о проникающие в его салон предметы. Оконная подушка безопасности срабатывает одновременно с подушкой для защиты грудной клетки и тазобедренной подушкой безопасности, и, как правило, на стороне, подвергшейся боковому столкновению.

После срабатывания оконная подушка «занавесом» накрывает пространство боковых стёкол от передней до задней стойки. При этом оконной подушкой безопасности перекрывается большая часть боковой поверхности салона.

Оконная подушка безопасности имеет следующие преимущества:

  • Возможность защиты головы при боковом столкновении.
  • Благодаря своим конструктивным особенностям и большому объёму, она обеспечивает отличную защиту пассажирам разного роста.
  • За счёт своего раскрытия на всём пространстве от передней до задней стойки, обеспечивается защита и для пассажиров на крайних местах в задней части салона.
  • Уменьшает ускорение головы при лобовом столкновении.
  • Снижает риск проникновения в салон осколков и прочих предметов.

Этап 4: после аварии

Чтобы после случившейся аварии снизить риск причинения дополнительного вреда и оказать поддержку при спасении пассажиров, предпринимаются различные меры, зависящие от типа аварии и степени её тяжести.

  • Более эффективная защита: двигатель может быть отключён автоматически, а подача топлива – прервана.
  • Освещение для привлечения внимания: чтобы избежать появления целой серии ДТП и облегчить спасателям нахождение пострадавшего автомобиля, автоматически срабатывает система аварийной световой сигнализации и включается аварийное освещение салона.
  • Улучшенные возможности для быстрого покидания автомобиля: замок двери способен автоматически отпираться. Кроме того, чтобы облегчить открытие дверей после лобового столкновения, между крылом и дверью предусмотрены специальные аварийные соединения.

Активное аварийное освещение

Включаясь после аварии, активное аварийное освещение салона облегчает спасение водителя и пассажиров. С небольшой временной задержкой может включиться освещение салона и пространства для ног (подсветка простанства для ног доступна только для водителя и переднего пассажира в рамках доступного в качестве опции пакета элементов освещения и зеркал), что позволит потерпевшим аварию лучше ориентироваться в салоне; в сочетании же с аварийной световой сигнализацией, автоматическим отключением двигателя и разблокировкой дверей это также облегчит спасателям извлечение пострадавших из салона.

Специальное руководство, разработанное Mercedes-Benz в качестве справочника для спасателей, доступно по всему миру в сети Интернет и на разных языках.